Монография Светланы Горобец предназначена широкому кругу любителей музыки. Называется она «Вспоминая забытые имена: Александр Ильич Зилоти». Можно не соглашаться с автором, поскольку Зилоти – имя все-таки не совсем забытое. И, тем не менее, хорошо, что появилась книга об этом замечательном музыканте, выдающемся пианисте, педагоге, дирижере, профессоре Московской консерватории, двоюродном брате Сергея Рахманинова.
Яков Мильштейн – известный музыковед, пианист, педагог. Его книга называется «Вопросы теории и истории исполнительства». В нее вошли статьи, посвященные воспитанию исполнительского мастерства, такие, как «Воспитание техники», «Работа над звуком» и др., а также статьи о наших знаменитых пианистах: Прокофьеве, Игумнове, большой, обширный материал о Рихтере.
Тем, кто ведет концкласс, будут интересны книги Николая Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения» и Игоря Мосина «Творческая работа в концертмейстерском классе». Как работать концертмейстеру с солистом-инструменталистом или хором, как бегло справляться с партией рояля, как важно уметь транспонировать, как разучивать с певцом концертный репертуар? На эти и другие вопросы вам ответят названные книги.
Проблеме постановки рук и профилактики профессиональных заболеваний пианиста посвящается книга Татьяны Бархударовой «Сохранение и укрепление здоровья рук пианиста». Здесь же приводятся примеры регулярных тренировок для рук.
Много лет педагогическую практику в РАМ им. Гнесиных преподавала Берта Львовна Кременштейн. Мы предлагаем вам ее книгу «Постскриптум. Записки педагога» о взаимоотношениях ученика и преподавателя, о традициях гнесинской школы и о многом другом. Интересная деталь. Послесловие к книге написал сын Берты Львовны, известный артист и телеведущий Павел Любимцев.
«Как научить играть на рояле». Этот сборник с подзаголовком «Первые шаги», предназначается педагогам ДМШ и ДШИ, которые работают с самыми маленькими учениками. В нем даны рекомендации по решению основных проблем с малышами: постановка рук, навыки чтения с листа, исполнение одноголосных мелодий. Кроме того, здесь вы найдете авторскую методику Артоболевской и поурочные планы.
Ну, а тем, кто любит импровизировать и играть джазовую музыку, а также тем, кто всему этому учит своих подопечных, мы рекомендуем два издания: Вячеслав Баранов «Музицирование любителя джаза» и Роман Столяр «Современная импровизация. Практический курс для фортепиано».
Известный композитор Олег Хромушин, автор «Учебника джазовой импровизации», в предисловии спрашивает своих юных коллег: «Любите ли вы джаз, как люблю его я? Я люблю джаз всю свою, теперь уже могу сказать, долгую жизнь, семь десятков лет». И продолжает: «Джаз без импровизации все равно, что бассейн без воды». А далее подтверждает свои же слова, что импровизации можно и нужно учиться.
Три выпуска «Юному джазмену. Фортепианные транскрипции» Наума Темкина. Тут вы найдете и джазовые обработки известных песен, например, «Добрый жук» или «Спят усталые игрушки», и вечно зеленые джазовые хиты Гершвина, Роджерса, Берлина.